четверг, 26 октября 2017 г.

В ходе мыслей


Находясь в отпуске, обратила внимание на то, сколько мыслей генерится в голове, свободной от рабочих задач. Все увиденное и услышанное запускает фантазию, порождает кучу вопросов и мозг пытается найти на все логичные ответы.

Например, всегда задаюсь вопросом, почему в позднем Средневековье и раннем Возрождении так жутко изображали детей. Причем порой в зале висят рядом два портрета - ребенка и взрослой женщины, на деле - один и тот же человек. Так вот, изображение ребенка пугает - этакая старушка в детском тельце. Но да ладно, этот вопрос, в общем-то, лежит на поверхности.

В этот раз меня озадачило несколько иное. Мы вот смеемся над американцами, которые практически не знают истории других государств, да и географию они знают слабо - для них становится проблемой показать границы какой-либо даже крупной европейской страны. Но вот ты идешь по узким улочкам по Праге или мчишь по автобану в Нюрнберг под рассказ гида. А в этом рассказе куча имен, которые ты вроде и слышал, но кто все эти люди не очень-то понимаешь. Зато в этот момент начинаешь прекрасно понимать американцев.

Все наши познания истории, по большому счету, связаны с большой протяженностью сухопутных и морских границ, а также с большим числом соседей вокруг. Вспомните наши учебники истории: история России - каждый класс новый учебник, причем XX век мы учим почти целый год; всемирная история - один том на все страны. Понятное дело, что свою родную историю мы должны знать. Но получается, что мы узнаем ее в отрыве от всей остальной истории. Помню, как в девятом классе, когда мы изучали Первую Мировую войну, говорилось, что поводом для начала этой самой войны стало убийство эрцгерцога австрийского Франца Фердинанда Габсбурга. "Убийство кого???" - пронеслось в моей голове. Эта фамилия в учебнике истории особо не фигурировала, при том, что именно они в течение тысячи лет правили Австрией, а потом и Австро-Венгерской империей.

Конечно же нам поведали о новых видах оружия, опробованных в сражения Первой Мировой - ядовитых газах, танках. Потом мы забыли про Габсбургов, австро-венгров, подвели итоги, посмотрели на изменившуюся карту Европы и погрузились в перипетии Гражданской войны и приход к власти большевиков.

Параллели проводились только во время войн - тогда становилось понятно, кто где правит, кто чего хочет и на что претендует. Причем часто бывало, что, например, мы в рамках мировой истории уже прошли какое-либо событие, а потом, в рамках истории России мы на нем засели на целую пару. В итоге нет параллели событий. Было бы гораздо удобнее изучать историю в разрезе временных интервалов. Да, пусть больше времени уделяется отечественной истории, но надо понимать, что же все-таки именно в это время происходило у соседей.

При всем при этом огромное внимание уделялось изучению мировой культуры, искусства, изобретениям, великим открытиям. Конечно, школьникам трудно, да и нет необходимости, запоминать имена правителей соседних государств и даты их правления. Но как было бы удобно просто в учебниках истории размещать табличку глав государств, или хотя бы правящих династий. Не для того, чтобы ребенок все это выучил и запомнил, а чтобы он просто ориентировался во времени. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий