воскресенье, 29 апреля 2018 г.

Страна победившей революции

Очень хочется продолжить свой рассказ об Армении, но этого нельзя сделать, не упомянув недавние события. Так уж получилось, что мой отпуск совпал с началом бархатной революции. В первые дни это было обычными демонстрациями студентов на площади Республики и мешало, пожалуй, только гостям отеля "Марриотт" и сотрудникам находящихся на площади учреждений.

Мне по-настоящему страшно было только однажды - когда мы пятничным вечером возвращались в отель после посещения Хор Вирапа, в этот вечер начались "дорожные войны". Все автомобилисты сигналили, прохожие дули в вувузелы, стоял просто сбивающий с ног шум. Просто я не была готова к такому. После выходных Саргсян все же ушел в отставку, правда перед этим мы дважды попали на закрытые дороги по пути к озеру Севан. И в этот же вечер началось массовое празднование. Для туриста протест все же удобнее, чем праздник, ибо все кафе, рестораны, магазины работают в обычном режиме. В честь праздника часть кафешек была закрыта, в остальных не было свободных столиков, пройти в центр (до площади от нашего отеля 700 метров) оказалось совершенно невозможно. Теперь я знаю, что, во-первых, на Яндекс-пробках есть и черный цвет, во-вторых, как это выглядит на дороге. Впрочем, во вторник мы смогли выдохнуть - было тихо, город жил размеренной жизнью. Мы даже успели внезапно за пару часов съездить на такси в Эчмиадзин, в кафедральный собор Армянской апостольской церкви. Но в среду оппозиция поняла, что отставка премьера ничего не решила и ситуация напомнила анекдот: "Ящик водки и всех обратно" - снова перекрытые дороги, боязнь не успеть в аэропорт и все в этом духе.

К чему я это все? Да к тому, что несмотря на перекрытые дороги, шум, суету, ничто не помешало насладиться страной. Даже в разгар протеста, сидя на Каскаде можно насладиться тишиной - весь гул где-то далеко, а здесь только ты, закат справа и Арарат перед глазами. Местные невероятно отзывчивые и позитивные товарищи, не прочь поболтать о политике. Россию считают страшим братом, а россиян - родственным народом. Как сказал один таксист, наиболее широко у них отмечается День Победы и все местные любят этот праздник. Кстати, там есть русскоязычные радиостанции, телеканалы, практически все, даже высоко-высоко в горах, говорят по-русски.

Еще я познакомилась с человеком, который до трех лет жил в пещере в Хндзореске, он рассказывал нам про быт, про то, как его старшие братья ходили в школу на другом конце ущелья, как перебирались в город в конце пятидесятых. Еще меня поразило, как поют армяне. Очень музыкальный народ! А как звучит дудук! Это что-то фантастическое!

А какие там горы! В каждом регионе разные. Красные и белые, желтые и черные, поросшие лесом и голые скалы, заснеженные вершины и собранные легкими складками нагорья. Кажется, я многое не успела увидеть, но все мной увиденное доставило мне огромное удовольствие.

вторник, 24 апреля 2018 г.

Прогулки по Розовому городу

Бывают города красивые, а бывают самобытные. Для себя в первый день Ереван я записала в самобытные. Много памятников и площадей, дома непонятного цвета. У нас в России обычно красноватый цвет характерен для застройки промзон. Здесь же все розово-красное - и правительственные здания, и храмы, и даже привычные нам хрущевки. На первый взгляд застройка показалась мрачной, громоздкой, несмотря на широкие проспекты.

Но, как оказалось, нужно было просто привыкнуть к розовому цвету, чтобы рассмотреть всю прелесть Еревана. Проект центра города, разработанный Александром Таманяном в двадцатых годах прошлого века, очень грамотный, угловые здания имеют срубленные торцы, что улучшает обзор для водителей и пешеходов. Изначально Ереван планировался как небольшой город для ста тысяч жителей, однако со временем город вырос, обзавелся промышленной зоной, угрожающего вида панельными домами, новыми парками.

На второй день прогулок начинаешь понимать, насколько город красив. Весь он облицован туфом - очень поддатливым, но в то же время прочным камнем. На камень легко нанести узоры, орнаменты и все они прекрасно сохраняются. Как правило, узоры не повторяются и рассматривать карнизы, подоконники, колонны одно удовольствие. Здания условно можно разделить на два стиля - советский конструктивизм с простыми формами, монументальностью, громоздкостью, на фасадах которых можно увидеть мозаику из разных оттенков туфа, и сталинский ампир с арками, колоннами, замысловатыми карнизами и балкончиками.

Но даже до того, как я разглядела красоту города, сидя в первый вечер на вершине Каскада и наслаждаясь безмятежность почти весеннего вечера, я поняла другое. В Ереване приятно находиться. Здесь спокойно, уютно, надёжно, отсюда никуда не хочется уходить. Может быть потому, что город со всех сторон окружен горами и создаётся ощущение колыбельки.

Вообще Ереван - город для жизни. Для столицы он слишком провинциальный, но в этом и прелесть. Город очень зелёный, зоны отдыха расположены удобно, много парков, скверов, интересных скульптур, на каждом углу продают цветы в открытых киосках. Воду можно пить прямо из-под крана - она поступает из подземных источников, по всему городу стоят фонтанчики и с собой в жару не нужно таскать бутылку воды. Кстати, она очень вкусная, даже непривычно. Входы во дворы представляют собой арки, причем все они изнутри мило разрисованы.

Бываю города, в которые влюбляются сразу, с правого взгляда, а вот с Ереваном нужно познакомиться поближе.


суббота, 14 апреля 2018 г.

Пришла пора открытий гениальных

Никогда раньше не задумывалась о том, что от моего дома в Брянске до самого центра Москвы, Красной площади или Александровского сада, например, можно добраться за каких-то пять часов - такси, поезд, метро - и вот уже идешь по брусчатке. То есть до любого события, концерта, спектакля всего лишь пять часов в пути за чтением книги. 

Полгода назад мне на глаза попалась афиша "Notre Dame de Paris". До гастролей было еще полгода, но билеты уже поступили в продажу. Незадолго до этого я сгрызла себе локти из-за того, что не попала на концерт Стинга. Поэтому даже не найдя себе компанию, я купила себе билет просто потому, что по дороге в Прагу у меня было свободное время до вылета.

Если честно, даже держа в руках билет, я не думала, что туда попаду. Но вот через полгода я бодрой походкой от метро "Александровский Сад" прошла в сторону Кремлевского Дворца. У меня буквально перед входом попытались перекупить билет, если есть лишний. Неееет!

Уже когда заиграли первые аккорды, у меня по коже пробежали такиииие мурашки! Это такое ощущение исполнения мечты, словами не передать. В какой-то момент была готова расплакаться от ощущения прекрасного, как когда-то в Саграда-да-Фамилия.

Этот мюзикл гениален с любой точки зрения. Хореография - невероятная по элементам, по технике, по акробатическим трюкам, по рисунку танца, по использованию пространства. Декорации масштабные, величественные, как и сам Нотр-Дам, при этом точно продуманные и функциональные. Актеры - Мастера своего дела, от их голосов, игры душу выворачивало наизнанку. Особое впечатление на меня произвел Фролло в исполнении Даниэля Лавуа, обладателя просто фантастического голоса. При том, что Фролло - отрицательный герой, я ему реально сопереживала. Музыка гениальная, передающая смысл, страдания, эмоции, даже слов не надо. Собственно, слова звучат только в песнях, ни одного диалога или слова вне музыки, что характерно далеко не для всех мюзиклов. И создал это невысокий кудрявый человек Риккардо Коччанте, приехавший в Москву в этот раз и вышедший на сцену после спектакля.

Отдельно скажу про французский язык. Для этой постановки он самый органичный. Я слышала английский, испанский, итальянский, русский варианты. Но французский - родной для "Notre Dame", он звучит как музыка в музыке. Честно, не очень понимаю тех людей, которые после в гардеробе обсуждали, что ничего не поняли, потому что все по-французски пелось. Все-таки на афишах большими буквами было написано: "На французском языке", к тому же сюжет известный. Если говорить о собственных ощущениях, то в какой-то момент мне стало все понятно без слов. Достаточно интонаций актеров, жестов и музыки, чтобы понять. Эта история, финал которой знаешь, но смотришь будто впервые, и ревешь.

Прошло два дня, а я до сих пор под огромным впечатлением. Это восторг в чистом виде. Это мурашки, бегущие от пальцев рук к затылку. Это порция удовольствия, с которым мало что сравнится. Это история, которая понятна всем.

понедельник, 9 апреля 2018 г.

Что было, что будет, чем сердце успокоится

Наверное, многие из нас когда-то гадали. Нет, не обязательно обращались для этого к медиумам, потомственным ворожеям или хиромантам. В детстве мы это делали полушутя, раскладывая всяческие карточные гадания, обрывая листочки на ромашке, подбрасывая монетку, фантазируя глядя на остатки утреннего кофе. Собственно, способ с монеткой до сих пор актуален.

Ну просто человек такое создание, которое должно сделать выбор, но боится ошибиться. Почти всегда задним числом кажется, что мы свернули не на ту улицу, поступили не в тот университет, встретили не того человека. Нам кажется, что из всех возможных вариантов развития событий мы живем по самому неправильному сценарию. Сколько раз в голове мелькала мысль, что надо было делать не тот выбор. И почему в нужный момент не щелкает?!

А главное, что в такие моменты думаешь, что сделай в нужный момент "правильный" выбор, сердце бы успокоилось - уже давно жил бы счастливо, гармонично и все было бы хорошо. Может, мне нужно было бы шесть лет назад сказать "да" и выйти замуж, а может быть, тогда же мне следовало уехать в Израиль, репатриироваться, отслужить в армии и счастливо жить на берегу моря. Только вот выбор был взаимоисключающий, и я снова пошла по пути наименьшего сопротивления, решив не вносить кардинальных изменений в свою жизнь.

Вот только одна беда - правильного выбора нет, совсем нет. Есть варианты, но каждый вариант имеет, что называется, двойное дно - этот выбор не есть панацея, ведь решения после этого придется принимать все равно. 

И все же иногда хочется погадать, пусть даже монетку подбросить. Чтобы хотя бы частично переложить ответственность за свой выбор на кого-то или на что-то. Только весь фокус в том, что, когда мы подбрасываем монетку, мы уже знаем, какую ее сторону хотим увидеть, когда она упадет.