воскресенье, 28 июня 2020 г.

Тяга к путешествиям


Этот пост хотелось написать позитивно-нейтральным. Мне не хотелось затрагивать в нем какие-то политические, социальные, экономические аспекты - этого добра на просторах сети и без моих пяти шекелей достаточно. Хотелось написать, как меняется жизнь в период пандемии, так по большому счету, с отменой ограничений люди возвращаются к своей привычной жизни. Настолько привычной, что даже маски дома забывают. 

И вот, просматривая ленту в Инстаграме, заметила, что люди, вопреки страшным прогнозам вирусологов, врачей, чиновников, турагентов, что многие будут бояться куда-то ехать или же будут ждать открытия границ, снова начали путешествовать. Даже за пределы своего региона. Причем эта тенденция наблюдается везде - месяц назад, когда начала открываться Европа, жители большинства стран двинули на отдых, большинство, конечно, в пределах своей страны, но некоторые-таки решились и на заграничный поездки. У нас в России все это идет с опозданием, да и границы для туристов пока еще закрыты, так что первые смелые туристы путешествуют по родным просторам уже пару недель. 

Сколько было войн, эпидемий, передела мира, но люди во все времена так или иначе путешествовали. Может, это у нас от далеких предков - охотников и собирателей, которым приходилось менять места обитания? Или природное любопытство, желание узнавать мир? Люди путешествовали пешком, на верблюдах, слонах, повозках, лошадях. А в наше время имеются все условия - скоростные поезда, удобные автомобили и самолеты.

И теперь народ, насидевшись взаперти, едет на турбазы или на курорты и в другие города. Потому что путешествия стали неотъемлемой часть нашей жизни. Это возможность не только узнать, но и ощутить, попробовать что-то новое, познакомиться с новыми людьми (хоть последнее не очень гигиенично по меркам эпидемиологов). Ведь все уникальные онлайн экскурсии ни в какое сравнение нельзя поставить рядом с прогулкой по чужому городу, с попытками его понять и принять, с ароматами кофе, ветром в волосах, осознания, что вот эту улицу я видела на картинке, а сейчас по ней иду, могу заглянуть за угол, могу зайти в кафе. Это же так круто!

Круто, когда можно все не только увидеть, но и потрогать, пожить другой, не такой рутинной жизнью. Мне кажется, что любой человек способен оценить красоту. Кому-то больше по душе природа, кому-то - искусство, кому-то инженерные сооружения. И в своем городе обычно такие вот места, которыми любуешься, изучены вдоль и поперек. А найти источник эстетического наслаждения в чужом городе - это кайф!

Надеюсь, что наша привычная жизнь и путешествия в полном объеме скоро вернутся. Что привычные туристические, в некотором роде попсовые, места наполнятся туристами, ведь всем хочется наслаждаться панорамой города с черепичными крышами, а не рядами панельных двенадцатиэтажек.

вторник, 16 июня 2020 г.

Остросоциальненькое

Сразу же, в первом предложении, оговорюсь, что этим постом я никого не хочу оскорбить, унизить или обидеть, а любую дискриминацию считаю недопустимой. 

Последние пару недель место в информационном пространстве коронавирус уступил погромам в США и прокатившимся по всему миру акциям протеста против расовой дискриминации. Почему-то именно в США очень остро стоит, если так можно выразиться, "расовый" вопрос. Хотя рабство было во многих странах, да и цветного населения везде хватает. Как-то я уже писала о толерантности и о том, что она приобретает извращенные формы. Такое ощущение, что у нынешних американцев есть огромный комплекс вины перед их чернокожими согражданами. Этот комплекс выращен на стыде за 250 лет рабства, за столетие сегрегации. И велик он настолько, что все, что делается в Штатах для афроамериканцев сейчас, тоже является в некотором роде дискриминацией. Только если раньше при прочих равных поступить в университет больше шансов было у белых, то теперь - у тех или иных представителей национальных меньшинств.

На фоне всего этого мне попалось интервью с чернокожим парнем, прожившим всю жизнь в Нью-Йорке. И он рассказывал о том, что его детство прошло в районе с преимущественно цветным населением и свое отличие от некоторых других детей он осознал только в средней школе, где черных и белых учеников было примерно поровну. И мне пришла параллель из моего детства, когда соседские дети стали называть меня еврейкой. В свои три-четыре года я не понимала, чем отличаюсь от остальных - такая же голубоглазая блондинка, как пол-группы в детском саду, воспитываюсь так же, как и остальные дети - по советским стандартам. Честно, было немного странно от того, что в своем социуме я чем-то отличаюсь, причем себя я считаю частью этой группы людей, а мне они говорят, что я не такая.

Протестующие сейчас начали уничтожать памятники всем тем, кто, по их мнению, притеснял темнокожее население или участвовал в колонизации Америки, да или просто имел рабов. В Российской Империи все было иначе - белые рабы у белых хозяев. В школе на литературе мы изучаем произведения российских писателей и поэтов XVIII-XIX веков, читаем критику, как они пеклись за судьбу Родины, как им не наплевать было на крестьян... Вот только Россию они любили издалека, имели по нескольку сотен  крепостных. В общем, самый циничный и лживый предмет в школе - литература. Тем не менее, нельзя не признавать вклад Пушкина, Лермонтова, Тютчева и многих-многих других не только в русскую, но и в мировую культуру. И уж тем более не стоит сносить их памятники.

На самом деле очень важно помнить историю своего народа и знать и уважать историю остальных народов. Были и войны, и перемирия, и союзничество и раздел территорий. Весь учебник истории только этим и набит. Но весь этот исторический контекст сейчас, в период глобализации, должен уйти на второй план. Ведь когда общаются два человека - это просто общение между двумя людьми. У них есть этот исторический бэкграунд, они могут знать, что их предки враждовали, но они могут дружить. У них есть много разных опций - расовая принадлежность, религия, пищевые привычки, половая ориентация (и да, доказано, что гомосексуалистами рождаются, но не становятся и от человека его ориентация не зависит), образование, темперамент, но они могут найти общий язык и относиться друг к другу с уважением. Не нужно раздавать эти исторические ярлыки и видеть в немце фашиста, в белом - работорговца, в еврее - ростовщика, а в испанце - инквизитора. История нам нужна для того, чтобы строить будущее, а не припоминать обиды.

суббота, 6 июня 2020 г.

Летняя история

Вслед за странной весной пришло не менее странное лето. Обычно начало лета воспринимается радостно, происходит душевный подъем, есть куча планов и сил на их реализацию. Сейчас же как-то тревожно за планы, ведь пока что не понятно, когда что можно будет делать.

Еще не все ограничения сняты, еще не все магазины работают, но тем не менее, я сегодня видела две свадьбы. С лимузинами, лепестками роз у дверей ЗАГСа, белыми подвенечными платьями и нарядными гостями. радовалась как ребенок. 

В парках начинает продаваться квас. По-моему, это прекрасный знак - все-таки карантин подходит к концу. Кафешки просто ждут подписания распоряжения на разрешение работы, и я, наверное, этого дня жду не меньше, чем владельцы - уж очень хочется уютно устроиться в плетеном кресле на террасе в парке, выпить чашку капучино с какой-нибудь вкусной пироженкой, а еще съесть что-то такое, под настроение, что не сам приготовил.

Уже хочется встретиться с друзьями, обняться, пойти гулять без масок. Да просто жить нормально. Для себя решила, что из этого лета выжму максимум. Максимум километров на велосипеде, путешествий в другие города, встреч с друзьями, вечеринок. Мне на самом деле хочется на вечеринку. Даже если кто-нибудь просто в чистом поле или во дворе откроет багажник машины, врубит музыку и позовет народ - я согласна. 

Сегодня на стакане с лимонадом было написано: "У каждого лета - своя история". И хочется верить, что, несмотря ни на что, история у этого лета будет яркая, позитивная, добрая, полная радостных моментов.