вторник, 16 июня 2020 г.

Остросоциальненькое

Сразу же, в первом предложении, оговорюсь, что этим постом я никого не хочу оскорбить, унизить или обидеть, а любую дискриминацию считаю недопустимой. 

Последние пару недель место в информационном пространстве коронавирус уступил погромам в США и прокатившимся по всему миру акциям протеста против расовой дискриминации. Почему-то именно в США очень остро стоит, если так можно выразиться, "расовый" вопрос. Хотя рабство было во многих странах, да и цветного населения везде хватает. Как-то я уже писала о толерантности и о том, что она приобретает извращенные формы. Такое ощущение, что у нынешних американцев есть огромный комплекс вины перед их чернокожими согражданами. Этот комплекс выращен на стыде за 250 лет рабства, за столетие сегрегации. И велик он настолько, что все, что делается в Штатах для афроамериканцев сейчас, тоже является в некотором роде дискриминацией. Только если раньше при прочих равных поступить в университет больше шансов было у белых, то теперь - у тех или иных представителей национальных меньшинств.

На фоне всего этого мне попалось интервью с чернокожим парнем, прожившим всю жизнь в Нью-Йорке. И он рассказывал о том, что его детство прошло в районе с преимущественно цветным населением и свое отличие от некоторых других детей он осознал только в средней школе, где черных и белых учеников было примерно поровну. И мне пришла параллель из моего детства, когда соседские дети стали называть меня еврейкой. В свои три-четыре года я не понимала, чем отличаюсь от остальных - такая же голубоглазая блондинка, как пол-группы в детском саду, воспитываюсь так же, как и остальные дети - по советским стандартам. Честно, было немного странно от того, что в своем социуме я чем-то отличаюсь, причем себя я считаю частью этой группы людей, а мне они говорят, что я не такая.

Протестующие сейчас начали уничтожать памятники всем тем, кто, по их мнению, притеснял темнокожее население или участвовал в колонизации Америки, да или просто имел рабов. В Российской Империи все было иначе - белые рабы у белых хозяев. В школе на литературе мы изучаем произведения российских писателей и поэтов XVIII-XIX веков, читаем критику, как они пеклись за судьбу Родины, как им не наплевать было на крестьян... Вот только Россию они любили издалека, имели по нескольку сотен  крепостных. В общем, самый циничный и лживый предмет в школе - литература. Тем не менее, нельзя не признавать вклад Пушкина, Лермонтова, Тютчева и многих-многих других не только в русскую, но и в мировую культуру. И уж тем более не стоит сносить их памятники.

На самом деле очень важно помнить историю своего народа и знать и уважать историю остальных народов. Были и войны, и перемирия, и союзничество и раздел территорий. Весь учебник истории только этим и набит. Но весь этот исторический контекст сейчас, в период глобализации, должен уйти на второй план. Ведь когда общаются два человека - это просто общение между двумя людьми. У них есть этот исторический бэкграунд, они могут знать, что их предки враждовали, но они могут дружить. У них есть много разных опций - расовая принадлежность, религия, пищевые привычки, половая ориентация (и да, доказано, что гомосексуалистами рождаются, но не становятся и от человека его ориентация не зависит), образование, темперамент, но они могут найти общий язык и относиться друг к другу с уважением. Не нужно раздавать эти исторические ярлыки и видеть в немце фашиста, в белом - работорговца, в еврее - ростовщика, а в испанце - инквизитора. История нам нужна для того, чтобы строить будущее, а не припоминать обиды.

1 комментарий:

  1. А как же тогда самоутверждаться за счет унижения и выплескивания ненависти на других?

    ОтветитьУдалить