воскресенье, 26 июля 2020 г.

MeToo по-русски

Несколько дней собиралась продолжить свой рассказ о поездке в Питер, но все время что-то мешало. В основном, конечно, тот факт, что Питером никого не удивишь и рассказать нечто особенное и незаезженное про него не так-то просто. Так что к этой теме я еще вернусь. А сегодня хочу порассуждать (просто порассуждать, не принимая ничью сторону и никого не обвиняя) об актуальных сегодня домогательствах и харассменте. Хайпануть не хочется - не так-то много у меня читателей, просто поделиться мыслями.

Итак, с годовым опозданием до России докатилась волна откровений о сексуальных домогательствах и обвинений в них известных людей. Хотя, может, это просто вторая волна. Сейчас в инфополе одни волны, чувствуешь себя серфером, читая новости. Так вот. Всплывают истории десяти-, пятнадцатилетней давности, когда уже все сроки преступлений прошли, когда уже ничего нельзя доказать. Вот только интересно разобраться, где проходит эта грань, за которой на человека можно повесить клеймо извращенца и озабоченного животного, а жертву этого действа - пожалеть. 

Наверное, я бы разделили все домогательства на четыре категории со своими правилами, от наиболее тяжелой до безобидной, и выход за рамки этих правил в сторону тяжелой - это то, что недопустимо. Все, о чем пойдет дальше речь, подразумевает отношения между совершеннолетними людьми.

1. Домогательства-угрозы. Этот харассмент - самая неприемлемая, тяжелая и грязная форма, всегда диктуется с позиции сильного и объект домогательств, по сути, загнан в угол. Ему приходится выбирать из двух зол наименьшее. Например, меняется руководство компании и новый руководитель говорит молоденькой секретарше, что она, для того, чтобы остаться на своей должности, обязана исполнять некие его желания. Соответственно, на такое может согласиться только человек, находящийся в отчаянном положении. 

2. Сделка. Тут все просто - "ты - мне, я - тебе". Оба участника знают кто, что, кому должен. В этой ситуации у каждого свои интерес. Начальник хочет внимания молоденькой секретарши, а она - должность зама. Возможно, сделка не только с партнером, но и с собственной совестью. Просто бизнес, ничего личного.

3. Влюбленность. Да, представьте, такое бывает! Человек может искренне понравиться другому человеку. И тут не имеют значения должности, корысть. Человеку может понравиться человек и он может начать оказывать ему знаки внимания, надеясь на взаимность. Без обещаний и угроз. Даже если один из участников - преподаватель, а другой - его студентка. Ведь в институтах работаю порой очень молодые люди, буквально на 3-4 года старше своих студентов.

4. Игра. Самые безобидные домогательства. Все сводится к шуткам и все участники знают, что никакого глубокого сексуального подтекста в этих замечаниях нет. Никто никого не хочет ни к чему склонять. Просто подъ@бки, шуточки "за 300", комплименты, похожие на издевательства. Чаще всего практикуются среди друзей, без цели надавить или обидеть, максимум - слегка смутить. И посмеяться.

Все мы помним фильм "Служебный роман". Изначально Новосельцев стал ухаживать за Калугиной, чтобы получить должность заведующего отделом. По сути, он шел на сделку. Обман раскрылся и обманутая, но искренне влюбленная в него, Калугина готова была совершить эту сделку, дать ему эту должность. Но и Новосельцев к тому моменту был в нее влюблен. Короче, все закончилось хорошо. Сделка перешла во влюбленность. Но, если бы влюбленность не наступила или сделка бы сорвалась, разочарованный Новосельцев мог бы уволиться, а через несколько лет рассказать, что ничего не вышло потому, что он в чем-то Калугиной отказал, хотя она до него домогалась и угрожала. А угрожала ли?

Говорить о домогательствах нужно, причем нужно это делать сразу. Объект домогательства не должен бояться осуждения, не должен стать объектом насмешек или изгоем. Но должен говорить сразу, по факту харассмента. Это поможет предотвратить дальнейшее давление, это спасет психику других, которые, возможно, в это же время подвергаются эмоциональному насилию. Но в то же время это поможет обвиненным в домогательствах защитить здесь и сейчас свою репутацию. 

Представьте ситуацию: молоденькой девушке-студентке оказывает знаки внимания ее тридцатилетний преподаватель. Просто так, не в обмен на зачет, не угрожая отчислением. То приглашает в кафе, то погулять, то на ее сексуальность намекает. Она хихикает, гордится собой, выпендривается перед подружками, что ею взрослый заинтересовался. А спустя десять лет заявляет, что до нее этот самый преподаватель домогался. У него в настоящий момент жена, дети, должность заведующего кафедрой, а тут такое. И не докажешь, что студентка тогда, десять лет назад, нравилась, и не оправдаешься искренностью намерений.

Могут быть трудности в понимании. Однажды меня один молодой человек пригласил на свидание. Мне он был несимпатичен и я нашла много дел, которые мне мешали пойти с ним на встречу. Когда он меня позвал на свидание в следующий раз, я честно сказала, что не хочу с ним никуда идти и рассматриваю его исключительно как друга. На что он ответил, что якобы я первая с ним начала заигрывать. Когда я спросила, каким образом я с ним заигрывала, получила сбивший меня с ног ответ: "Ты мне улыбалась". Стоит сказать, что я улыбаюсь всем знакомым и незнакомым людям, детям, солнышку, кошечкам, собачкам, птичкам и даже пограничникам в аэропорту (да и как не улыбаться, когда в отпуск летишь!). Правда, после того разговора, я думаю прежде, чем улыбнуться.

То, что сейчас женщины не боятся говорить о том, что были жертвами домогательств - это хорошо. Но еще лучше, чтобы они об этом заявляли сразу, а не спустя годы. Потому как со временем люди меняются, отношения к событиям меняются. То, что девушке 10 лет назад льстили ухаживания преподавателя, а с рождением дочери ей мысль о том, что к ее доченьке может вот так клеиться взрослый дядя, ей стала противна и она решила сделать заявление, неоднозначно. Слишком субъективно.

Объективно одно - какого бы рода не были приставания, НЕТ - значит НЕТ. И точка. И если после НЕТ приставания продолжаются, то об этом нужно говорить. И чем громче, тем лучше.

четверг, 16 июля 2020 г.

Сбыча мечт

 
Все, что ни делается, к лучшему. Пожалуй, за прошедшие четыре месяца я несколько раз принимала это высказывание и еще больше раз отрицала. В данном контексте, конечно же, я с ним полностью согласна. Наверное, если бы не карантин, закрытые границы, вынужденно перенесенный на июль отпуск, поездка в Питер так бы и осталась для меня ежегодным планом на праздники или выходные. 

Впервые в Санкт-Петербург мне захотелось, когда я была школьницей, классе в девятом. Но все время что-то мешало, постоянно менялись планы, постоянно что-то срывалось. Даже за последние года три я раза четыре планировала поездку, но даже до покупки билетов дело не доходило. Это при том, что из Брянска есть прямые рейсы несколько раз в неделю и в Северной столице живут три мои хорошие подруги, а еще куча приятелей и родственники. И вот в мае месяце, когда открытие границ было таким же туманным, как и сегодня, я-таки забронировала себе отель в Питере, а еще через несколько недель купила билеты на самолет. Возвратные - мало ли что.
Пока такси везло меня из Пулково, мне не верилось в реальность происходящего. После всяких карантинов и самоизоляций я вдруг в другом городе, город то ли наш, то ли не наш. Однозначно не похож ни на один из российских городов, где мне приходилось бывать. Зато сразу похож на несколько европейских. Будапешт напоминают здания в стиле барокко, дворцы и доходные дома, усыпанные людьми газоны. По ощущению уюта и чего-то родного, а также модерновой застройкой он близок Риге. А идеальными фасадами с одинаковыми окошками в центре, этакий город с картинки, активной навигацией и постоянно меняющейся погодой Питер похож на Стокгольм. 

Что в нем своего - так это дворы-колодцы с трещинами на фасадах, неприглядными трубами котельных и покосившиеся оконные рамы. Да простят меня петербуржцы, но именно это придает городу тот особый шарм, который отличает его от остальных. Именно по крышам этих домов с азартом носятся туристы, именно на эти площади со всего мира стремятся иностранцы, именно эти открыточные виды все хотят заснять на свой смартфон. И ради вот этой атмосферы я-то и приехала в Питер.

четверг, 2 июля 2020 г.

Постоянство

Открываешь утром ленту Яндекса и кажется, что весь мир решил сойти с ума. Конечно, бОльшая часть всего происходящего так или иначе вызвана коронакризисом и последствиями борьбы с ним. Карантины, ограничения на перемещения, разлука с родными или с родиной, простои в работе - все это не просто вскрыло, но и усугубило социальную, экономическую и политическую напряженность...

Но стоит выглянуть в окно - и мир кажется совершенно другим. Липа зацвела в срок. Уже, сменяя друг друга, как и положено, по очереди отцвели черемуха, сирень и жасмин. Они дурманили ароматами, у кого-то вызывали аллергию, и в итоге исполнили свой ежегодный ритуал цветения. Каждый вечер ровно в восемь ласточки начинают кормить своих птенцов, принося им угощения в гнездо над моим балконом, с шумом врезаясь в козырек. 

По утрам громко поют птицы. Честное слово, пятый год живу в этой квартире и никогда раньше не обращала внимания на их трели. А сейчас мало того, что просыпаюсь под птичье разноголосье, так еще и половина рабочего дня проходит под этот аккомпанемент.

В лесу появилась черника и земляника, возможно, чуть позже, чем обычно, но в целом вовремя. На рынке бабушки продают местную малину. Сладкую-сладкую, как в детстве на даче. На ветках рябины появились зеленые ягоды. Вот-вот начнут краснеть. 

Природе все равно на дела людей. Человечество борется с вирусом и страдает от ограничений, но Земля от этого вращаться не перестала. Все так же встает солнце, все так же дуют ветра, а каждый новый закат дарит надежду на счастливое будущее.