воскресенье, 24 сентября 2023 г.

Стамбул


Все-таки я склоняюсь к тому, что заметки о путешествиях лучше писать прямо во время этих самых путешествий, пока одни впечатления еще не заместились другими, пока восторг еще свеж, пока это уместно, в конце концов. Но пока что не получается это делать, сил, времени и доступного вай-фая хватает разве что на пару строк в нельзяграме под актуальными на тот момент фото. Так что через десять дней после отпуска буду писать о тех впечатлениях, которые остались в осадке, а значит, это останется со мной надолго. 

Путешествие началось со Стамбула. Мне кажется, этих слов и много, и мало для того, чтобы передать все мои мурашки, волнение и восхищение. Говорят, Рим - вечный город. Я не была, не могу ничего на этот счет сказать, но в Стамбуле абсолютно точно ощущается вечность. Вот египетский обелиск на площади Ипподром, который римляне привезли в Константинополь из Карнакского храма. Его еще по дороге то ли сломали, то ли половину потеряли. Короче, довезли не весь. Когда-то, в 390 году, он имел вполне себе утилитарное предназначение и с одной стороны ипподрома обозначал границы арены. Сегодня он - часть истории, бережно сохраненная, но буднично вписанная в рутину огромного города.

Да, город действительно огромный. Самый большой из тех. где мне доводилось бывать. Раскинувшийся на обоих берегах Босфора, выпустивший в небо тысячи минаретов. Мой внутренний задрот-любитель архитектуры пищал от обилия и переплетения разных архитектурных стилей, сосредоточенных в одном месте. Дворец Топкапы (события сериала "Великолепный век" разворачиваются как раз там) - одно из таких мест. Основанный в середине XV века, он до 1864 года был резиденцией султанов и достраивался на протяжении всего этого времени. Там можно проследить как османская архитектура, выросшая, по сути, из византийской, откликалась на общемировые и европейские тенденции, как в восточных сказочных арках прослеживается родство то с античностью, то с барокко, то с модерном. Да-да, посещение Топкапов можно назвать путешествием в сказку. Но, скорее всего, жить в такой сказке не захотелось бы. Гарем - место, где жила вся семья султана, потрясает своей красотой и замкнутостью. Вот уж действительно, золотая клетка. Кстати, гарем к дворцу пристроил Сулейман I Великолепный по просьбе любимой жены Хюррем (рыженькой из "Великолепного века"). А вот до мечети Сулеймана мы так и не дошли, но с бухты Золотой Рог на нее открывался прекрасный вид.

Что еще меня поразило - это, конечно же, Айя-София. Она невероятная. И храм, и мечеть, и музей. Но для меня, конечно, это, в первую очередь место, про которое узнала в пятом классе на уроке истории и восхитилась тем, что оно до сих пор не разрушено. У меня в самом деле перехватило дыхание от восторга и снова - от ощущения вечности именно в этом месте. Византийский собор, витражи в окнах алтарной части, ориентированной на восток, но вместо алтаря - михраб, ориентированный на Мекку и чуть-чуть смещенный от центра восточной стены. На потолке - четыре ангела. у троих прикрыт лик, ибо харам. Рядом с ними - овальные щиты с именами Аллаха, а над ними - завешенные, но все равно просматриваемые в щель между полотнами, Мария с Младенцем. Мозаика с основателями и строителями собора, императорами Константином и Юстинианом, над выходом, парящий купол, библейские сюжеты и бязь в оформлении, пришедшие на молитву верующие и толпы туристов, с открытыми ртами рассматривающие все вокруг. Каждую колонну, каждую каллиграфическую завитушку, каждое цветное стекло витража. За более, чем полторы тысячи лет, София изменилась, но в основе своей осталась прежней, выстояла и даже сохранила свое имя.

Вообще я Стамбул представляла скорее восточным городом, а он оказался очень даже европейским мегаполисом. Со старыми узкими улочками, где друг к другу прижимаются разноцветные домиками, с современным даун-тауном, где за стеклянными офисами даже не видны мечети (а они есть), с обычными тихими спальными районами, коих хватает в любом из знакомых мне городов. Что немаловажно для такого огромного города - это транспортная сеть, она выстроена замечательно, хотя сложно представить, как добираться на работу с одного конца города в другой. Думаю, местные ищут работу поближе к дому. Стамбул впечатляет своими размерами еще на подлете. Но насколько он огромный я осознала во время прогулки на кораблике по Босфору и Золотому Рогу. Только представьте себе, мы начали плавание не от выхода из Мраморного моря в Босфор, а от входа в Золотой Рог. И через час плавания, на севере мы увидели крепость (от Топкапов это километров 20 примерно). Эту крепость в свое время построили османы и с нее осаждали Константинополь. А сейчас крепость мало того, что находится в черте города, так это еще даже не его окраина.

В Стамбуле восхитило и порадовало все - Голубая мечеть, малая Айя-София, прогулка на корабле по Босфору, кухня, рыбаки на пирсах, мостах и набережной, огромное количество котиков всех размеров и расцветок, подземная цистерна Базилика, куда римляне притащили все, что плохо прикручено несколько сотен греческих колонн. Думаю, я еще расскажу про Стамбул в блоге, если не отдельно, то в контексте архитектуры. А пока что хочу остановиться на мысли, что Стамбул показывает, как одни и те же руки могут создавать великое и разрушать прекрасное. Но история все помнит. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий