вторник, 29 мая 2018 г.

Тульские бряники

Снова май, снова Тула, снова ЧГК. Пожалуй, это уже стало доброй традицией - приезжать в Тулу накануне лета.

Вообще фестивали ЧГК - очень приятные мероприятия. Появляется возможность пообщаться со знатоками из других городов и даже очно с ними посоревноваться. Кроме того, Тула обычно встречает приятной погодой, красавцем-Кремлем и, конечно же, пряниками в форме совы.

В этом году параллельно с Ultima Tule (именно так называется турнир) в Туле проходил Тульский заиграй - фестиваль народных ремесел. Территория кремля превратилась в ярмарку, где продается все - от исключительно местных пряников, пастилы, самоваров, гармоний до привезенных из соседних регионов изделий народных промыслов - и глиняные свистульки, и валяные игрушки, и изделия из бересты...

Конечно же нельзя не сказать несколько слов о самом турнире. Пожалуй, впервые на выезде мне понравилось играть. Наверное, сказалось то, что мы приехали накануне турнира, а не за пару часов до его начала, и у нас было время выспаться. Или по крайней мере отдохнуть. И пускай вопросы были, как обычно на подобных фестах, очень разношерстные, хотелось брать все! Такого азарта на игре я уже давно не испытывала. Доказывала, спорила, генерила версии не в памяти. Даже несмотря на бессонные ночи.

Ночи были бессонными по нескольким причинам. Первая - это хорошая компания, с которой хоть куда - на крышу, в бар, на прогулку. Я даже поучаствовала в антиматерном челлендже - с Дашей договорились отжиматься по пять раз за каждый мат. В общей сложности челлендж продлился часов пять - в первый день чуть меньше часа и четыре часа во второй соревновательный день. Но было весело.

Вторая причина - это, как ни прозаично - пиво, местное и привезенное из Брянска, темное, светлое, любое. Способствующее знакомствам и упрощающее общение. Заставляющее ржать посреди ночи и идти играть в шашки, шахматы, домино на отжимания. Те, кто не умел отжиматься, раздевались. Ну, а я руки себе накачивала.

Третья причина - это наличие в хостеле шикарной террасы, куда можно было выйти ночью, чтобы посмотреть на город, на небо, попеть песенки и еще посмотреть на закатно-рассветное небо - в Туле есть что-то вроде белых ночей, когда между закатом и рассветом проходит не более двух часов. Это, собственно, и есть четвертая причина нашей бессонницы.

Если коротко - поездка задалась. Хочется еще.

вторник, 22 мая 2018 г.

Большая сцена

Кажется, за долгое время я забыла, что значит выступать на сцене. Не просто на публике, а именно на сцене. Когда перед глазами темный зрительный зал, софиты ослепляют, и сотни глаз смотрят на тебя. 

И дело остается за малым - не налажать и удержать внимание всех этих людей до конца номера. За спиной несколько недель подготовки, репетиций и кажется, что бояться-то и нечего вовсе. Да и танцевать - это не петь или играть на музыкальном инструменте. И не толкать речь на публику, что тоже страшно. Можно забыть слова, можно запутаться в нотах, в танце проще сориентироваться и вставить то или иное движение.

Но перед выступлением всегда перед глазами всплывают позорные странички биографии. Вот четырехлетняя я на концерте, который мы всей дворовой ребятней устраивали для соседей и родителей, должна петь песню "Желтые тюльпаны". Мне включили минус, но я переволновалась и не вступила вовремя. Не знала, что делать, и убежала, ревя по дороге.

Или вот, когда мне было двенадцать лет, я выступала на концерте в санатории. Мне нужно было сыграть три мелодии. Последняя из них - "К Элизе" Бетховена. Ее я могла сыграть хоть посреди ночи, не думая. Но тут на сцене у меня молнией пронеслась мысль: "Какая нота следующая?" И я не смогла ее доиграть. Покраснев и поклонившись, я ушла со сцены.

Вообще в детстве у меня было много выступлений, концертов, выходов на сцену. Но почему-то накануне выступления в памяти проносятся эти провалы. Нет, я не боюсь выходить на сцену. Да, теперь я знаю, что на сцене случиться может все, что угодно и знаю как с этим справляться.

У меня нет мандража в день выступления. Но вот те чувства, которые испытываешь, стоя за кулисами, ожидая свой выход, не меняются годами - они те же, что и в шесть, и в одиннадцать, и в пятнадцать лет. И, как оказалось, в двадцать семь тоже те же. Страх от того, что сейчас окажусь под пристальным вниманием всего зрительного зала. Волнение от желания понравиться публике. Восторг и ощущение крылышек за спиной от того, что сейчас выйду и покажу, что я умею. Получается странная смесь из бабочек в животе, мурашек по спине, комка в горле и ватных ног. Минуты тянутся невероятно долго. Но стоит только выйти - и сразу успокаиваюсь, делаю то, что должна делать и улыбаюсь.

четверг, 17 мая 2018 г.

Про занятость

С тех пор, как меня мама в пять лет отвела в музыкальную школу на хореографию и фортепиано, я постоянно чем-то занималась, помимо учебы. Конечно, меня одно время это дико раздражало - все мои сверстники во дворе в снежки играют, а я иду на танцы, друзья побежали на речку, а мне нужно разучивать очередную композицию. А вот потом можно и с ребятами поиграть в прятки. Помню, как мне хотелось поскорее закончить музыкалку и обзавестись наконец-то свободным временем.

Но когда у меня это самое свободное время появилось, оно меня стало тяготить. Не то, чтобы мне было трудно придумать себе занятие - можно читать, вязать, вышивать крестиком, кататься на велосипеде, играть в футбол во дворе, да много чего еще можно. Но мне не хватало целенаправленности во всех этих действиях. И я записалась на секцию настольного тенниса.

И вот с тех пор я поняла, что просто не могу сидеть без дела. Конечно то, чему посвящаешь свободное время, должно нравиться, иначе это уже больше похоже на убийство времени. Конечно же, увлечения замещаются, меняются, вытесняются, у них изменяется приоритет. Правда, поняла еще две важные вещи: для продолжительных занятий чем-то нужен либо стимул, либо единомышленники. Любимый мой пример со стимулом - мечта посетить Испанию и, как следствие, желание выучить испанский язык. Что же касается примеров с единомышленниками - лучший пример - волейбол. В волейбол я играла два года, получалось у меня не очень, но компания была хорошая.

На данный момент я достаточно регулярно катаюсь на велосипеде, занимаюсь танцами, играю во всевозможные интеллектуальные игры. Плюс блог пишу, вяжу, иногда рисую, пару раз в неделю на работе в перерывах играю в настольный теннис - чтобы размяться. Конечно, у меня бывает желание ничего не делать, но длится оно не более двух дней.

И все бы хорошо, только вот недавно наткнулась на статью, где говорится, дескать все эти увлечения - из-за отсутствия семьи и детей, дабы пустоту вокруг себя заполнить и все это говорит о каком-то там личностном кризисе. Типа как мать не состоялась, предназначение свое не выполнила вот и страдает фигней. Неужели, правда? Как по мне, так каждый живет, во-первых, как хочет, во-вторых, как умеет.

Я знаю много семей с маленькими детьми, где мама успевает и с ребенком позаниматься, и на интересный концерт сходить, и с друзьями встретиться, и оставить время на свое хобби. Если дети постарше - это еще удобнее. У всех моих одногруппниц в танцевальной школе есть дети, но это у них не отбивает желание танцевать и уделять время себе. При этом у меня есть знакомые, у которых ни детей, ни семьи, ни увлечений. Им просто нравится приходить домой, садиться в кресло и смотреть сериальчики. Все по-разному устроены и нельзя говорить о каком-то кризисе, если человек живет в своем ритме.

воскресенье, 13 мая 2018 г.

Субъективность

Есть такой еврейский анекдот:

Два еврея пришли к раввину, чтобы он разрешил их спор.
- Ребе, вот я говорю, что на небе луна.
- Ты прав.
- А он говорит, что это месяц.
- И он прав.
Жена раввина кричит с кухни:
- Мойша, так не может быть, чтоб они оба были правы!
- И ты права.

Мир субъективен. Вспомните историю про слона - когда люди с завязанными глазами трогали разные части слона и описывали свои ощущения. Никто из них не сказал, что это слон, при этом каждый достаточно точно описал то, что чувствовал. И пусть истина одна-единственная, правда у каждого своя. В любой ситуации, в любом конфликте можно понять любую сторону. Позицию той или иной стороны можно не принимать, но мотивация видна. 

В свое время на уроках Всемирной истории обратила внимание, что изучая, например, историю или Древнего Египта, или Римской Империи, или Франции, я начинала переживать за эту страну в рамках изучаемого периода. Ровно как переживаешь за судьбу главного героя книги, которую читаешь. 

Позже, когда я начала ездить за границу и слушать истории о местных правителях всех времен и народов, об архитекторах, о национальных героях, это ощущение сопереживания усилилось. Их противников же на протяжении всего рассказа считаешь редисками. Вроде бы о месте страны в мире известно, но какие-то частные вещи, судьбы людей захватывают. Пожалуй, исключением являются рассказы о Германии 30х-40х годов прошлого века. Там все отталкивается от того, что фашизм и национализм - это страшное прошлое, которое ни в коем случае не должно повториться и чтобы ни в коем случае ни у кого не возникло мысли о допустимости такой идеологии. Вообще в Германии стараются обойти тему Второй Мировой войны - во-первых, в нынешних поколениях воспитывают стыд за эту страницу в истории страны, во-вторых, Германия продолжает расплачиваться перед мировым сообществом за преступления третьего рейха, а в-третьих, помимо Второй Мировой войны, в истории страны масса всего интересного и увлекательного.

Кстати, "неместные" гиды всегда более объективные. Зачастую гидами в Европе и Ближнем Востоке с русскоязычными туристами работают люди, родившиеся на постсоветском пространстве и переехавшие на ПМЖ за рубеж. Экскурсии у них интересные, живые, но в то же время понимаешь, что человек изучал страну извне, а не изнутри. Да, он живет в этой культуре, ее понимает, но ментальность остается советской, от этого никуда. Если же экскурсоводы из числа местных, то там больше их собственного отношения к событиям в стране, как в прошедших, так и в происходящих. В время моей поездки в Армению и Бархатной революции там же, гиды (естественно, местные) хоть и избегали рассказов о политике, все же по ходу экскурсии говорили о том, что поддерживают демонстрантов.

Мир живет по субъективным законам. Поэтому со временем я научилась в спорах вставать на сторону оппонента, чтобы понять, в чем же все-таки его правда.

воскресенье, 6 мая 2018 г.

Вкус Армении

Когда рассказываешь о стране, нельзя не упомянуть ее кухню. Тем более, если эта страна - Армения. Армянская кухня является самым что ни наесть ярким примером кавказской кухни. Сразу скажу, что, на мой взгляд, кавказская кухня достаточно сбалансированная - мясо, сыры, большое количество овощей и фруктов.

Естественно, имеют место всевозможные шашлыки и кебабы, не только из птицы-говядины-баранины, но и из свинины, чахохбили, хинкали, хачапури, разные блюда из грибов, овощные салаты, пахлава, халва и даже пасты из бобовых (вроде хумуса) и баклажанов (то, что евреи называют хацилим). В общем, много блюд, которые можно попробовать на всем Кавказе и Ближнем Востоке. Во-первых, это обусловлено климатическими условиями Армении, во-вторых, большую роль в формировании армянской кухни сыграл Великий Шелковый Путь, проходивший через страну. К слову, в Эчмиадзине недалеко от Кафедрального собора сохранились караван-сараи. 

Но вернемся к еде. Арабское блюдо лагмаджо (лахмаджун) настолько прижилось в местной кухне, что считается армянским аналогом пиццы. Представляет оно из себя лепешку с фаршем и сулугуни, запеченную в печи. Перед подачей на стол лагмаджо часто сбрызгивают соком лимона. Очень вкусно!

Конечно же, говоря об армянкой кухне, нельзя не рассказать о долме. Традиционная долма - это мясной фарш в виноградном листе. Однако еще существуют разновидности - в томате, в капусте (да-да, привычные нам голубцы это тоже долма), в кабачке, в перце. Мне очень понравились армянские манты - это такие маленькие лодочки с мясом. Их подают с местным несладким йогуртом мацони, приправленным чесноком. 

Вообще из всех мясных блюд, которые я попробовала в Армении, мне не понравилась только кюфта. Как нам объяснили в ресторане, это "отбитое мясо". Нужно иметь в виду, что мы себе представляем отбитое мясо по-другому. На деле кюфта - это отварное мясное суфле (очень мелко измельченный фарш с яйцом и специями), которое подают с кусочком сливочного масла. Оно не столько невкусное, сколько неприятно по консистенции. Но некоторым оно нравится. В общем, блюдо на любителя.

Еще Армения славится пресноводной форелью и рыбой сиг, их лучше всего попробовать возле озера Севан - все гарантированно будет свежим и вкусным. Меня к тому же там поразил культ местных сыров - чечил, мотал, лори, чанах, панир, белый сыр. Практически ни один прием пищи не обходится без употребления сыра в том или ином виде - будь то начинка какой-то лепешки, сырная корочка на запеканке или просто сырная нарезка. Еще на столе всегда есть место зелени - тархун, кинза, лук, укроп, петрушка.

Исключительно местная сладость, в отличие от пришедшей из Грузии пахлавы, это гата. Она представляет собой дрожжевой пирог с сахарной начинкой. 

Ну, и конечно же лаваш! Он, как у нас в России хлеб, то есть всему голова. Но лаваш - это не только блюдо, это еще и целый обряд. На свадьбе, когда мать мужа благословляет новобрачных, она кладет им на плечи лаваш как символ благополучия и достатка. Печь лаваш - женская работа, этим занимается несколько женщин, кто-то замешивает тесто, кто-то раскатывает, кто-то кладет его в тандыр. Огонь в тандыре поддерживает самая старшая женщина в семье, она в прямом смысле хранительница очага. Еще я для себя узнала, что лаваша пекут сразу и много - на три-шесть месяцев вперед. Храниться он может благодаря тому, что его после выпекания сушат на солнце, после чего складывают, а перед подачей слегка сбрызгивают водой и подогревают. Лаваш начинает "дышать" и по вкусу он как свежий.

Конечно, вкус Армении - это еще и вкус коньяков "Арарат" и "Ной" разной выдержки, и вкус разных местных вин, и сладость первой в году клубники, и кислота неспелой алычи, которую местные очень любят, и приятная горечь черного кофе, и травяная свежесть чая. Писать можно еще очень много, но лучше это все попробовать.