воскресенье, 13 мая 2018 г.

Субъективность

Есть такой еврейский анекдот:

Два еврея пришли к раввину, чтобы он разрешил их спор.
- Ребе, вот я говорю, что на небе луна.
- Ты прав.
- А он говорит, что это месяц.
- И он прав.
Жена раввина кричит с кухни:
- Мойша, так не может быть, чтоб они оба были правы!
- И ты права.

Мир субъективен. Вспомните историю про слона - когда люди с завязанными глазами трогали разные части слона и описывали свои ощущения. Никто из них не сказал, что это слон, при этом каждый достаточно точно описал то, что чувствовал. И пусть истина одна-единственная, правда у каждого своя. В любой ситуации, в любом конфликте можно понять любую сторону. Позицию той или иной стороны можно не принимать, но мотивация видна. 

В свое время на уроках Всемирной истории обратила внимание, что изучая, например, историю или Древнего Египта, или Римской Империи, или Франции, я начинала переживать за эту страну в рамках изучаемого периода. Ровно как переживаешь за судьбу главного героя книги, которую читаешь. 

Позже, когда я начала ездить за границу и слушать истории о местных правителях всех времен и народов, об архитекторах, о национальных героях, это ощущение сопереживания усилилось. Их противников же на протяжении всего рассказа считаешь редисками. Вроде бы о месте страны в мире известно, но какие-то частные вещи, судьбы людей захватывают. Пожалуй, исключением являются рассказы о Германии 30х-40х годов прошлого века. Там все отталкивается от того, что фашизм и национализм - это страшное прошлое, которое ни в коем случае не должно повториться и чтобы ни в коем случае ни у кого не возникло мысли о допустимости такой идеологии. Вообще в Германии стараются обойти тему Второй Мировой войны - во-первых, в нынешних поколениях воспитывают стыд за эту страницу в истории страны, во-вторых, Германия продолжает расплачиваться перед мировым сообществом за преступления третьего рейха, а в-третьих, помимо Второй Мировой войны, в истории страны масса всего интересного и увлекательного.

Кстати, "неместные" гиды всегда более объективные. Зачастую гидами в Европе и Ближнем Востоке с русскоязычными туристами работают люди, родившиеся на постсоветском пространстве и переехавшие на ПМЖ за рубеж. Экскурсии у них интересные, живые, но в то же время понимаешь, что человек изучал страну извне, а не изнутри. Да, он живет в этой культуре, ее понимает, но ментальность остается советской, от этого никуда. Если же экскурсоводы из числа местных, то там больше их собственного отношения к событиям в стране, как в прошедших, так и в происходящих. В время моей поездки в Армению и Бархатной революции там же, гиды (естественно, местные) хоть и избегали рассказов о политике, все же по ходу экскурсии говорили о том, что поддерживают демонстрантов.

Мир живет по субъективным законам. Поэтому со временем я научилась в спорах вставать на сторону оппонента, чтобы понять, в чем же все-таки его правда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий