воскресенье, 31 октября 2021 г.

На опыте


Недавно в одном разговоре возник вопрос, почему люди в тридцать лет решают пойти в психологи. Ну, или в крайнем случае, в коучи. Как тридцатиоднолетняя тетя, которая любит раздавать советы, особенно когда меня об этом не просят, я решила разобраться в вопросе, а заодно и в себе - почему же с возрастом так тянет порыться в мозгах ближних своих.

На мой взгляд, первая причина - ложное чувство понимания жизни. Тридцатилетний человек - уже не наивный ребенок, широко раскрытыми глазами рассматривающий мир. К тридцати уже есть опыт работы, отношений, приключений. Уже можно сравнить себя с собой же двадцатилетним, понять, какие совершил ошибки, оценить задним числом свои поступки. Накапливается некое сожаление о принятых решениях или о потраченном на уныние времени: "Знал бы тогда, что можно так, не страдал бы и поступил по-другому". И вот в тридцать хочется этим опытом поделиться, кого-то утешить, кому-то подсказать и пойти в психологию. 

Ну а если человек добился какого-то успеха в какой-то сфере жизни, то непременно нужно сделать курс "Как добиться успешного успеха" и пойти его продавать. Не важно - это бизнес, карьера до топ-менеджера крупной компании или рождение троих детей. Мерило успеха у каждого свое, но каждому кажется, что именно у него оно самое точное.

Вторая причина - это желание разобраться в себе. Все-таки тридцать лет - кризисный возраст, когда начинают сравнивать свою жизнь с той жизнью, о которой мечтали, приходят к выводу, что не нужно себя сравнивать с другими, но все равно сравнивают. Возможно, накапливаются претензии к себе или партнеру. И углубление в психоанализ становится отправной точкой для дальнейшего построения счастливой жизни. Или новой профессией. И это - третья причина.

Да, пожалуй, третья причина вырастает из второй. Встают вопросы: "На что я трачу жизнь? Своим ли делом я занимаюсь? Об этом ли мечтал в детстве?" Многие в этом возрасте решаются сменить профессию. Потому что к тридцати многие выгорают на своей работе, разочаровываются в ней, или работа попросту мешает нормальной семейной жизни, если, например, связана с длительными командировками. В тридцать будущую профессию выбирают более осознанно (в хорошем смысле слова, а не в том, котором его используют коучи). Как правило, выбирают что-то противоположное своей нынешней. Люди из IT уходят в творчество, из преподавания идут в IT, из банковских работников идут в бьюти-сферу. Но все же довольно часто выбор падает на психологию.

И, наверное, есть еще одна причина, она субъективна, но все же - желание помогать людям. Человеку хочется быть полезным, хочется получать благодарность за свою работу как в виде денежных знаков, так и в виде обычного человеческого "спасибо". 

суббота, 16 октября 2021 г.

 Ежегодное самокопание

Есть у меня такая традиция - перед каждым днем рождения копаться в себе. Это начинается примерно за месяц, за это время я по сто раз обдумываю, что у меня не получилось, чего мне не хватает и что со мной не так.

Перед своим двадцать первым днем рождения меня терзали практически те же комплексы, что и сейчас, но все же воспринимаю я все иначе. К тридцати одному году, на мой взгляд, самое важное мое достижение - я перестала себя стесняться. 

Перестала стесняться своей внешности. Другой мне не дано, а на пластическую операцию пока что не заработала. К тому же это тело пережило кучу травм, ДТП и операцию на сетчатке, что натолкнуло меня на мысль, что к тридцати годикам, а тем более в более позднем возрасте, главное быть здоровой. Даже перестала стесняться шрамов и у меня пропало желание забивать их татуировками.

Мне больше не стыдно говорить о своих вкусах и предпочтениях. Мне нравятся старые песни Филиппа Киркорова - что-то из начала 90-х, Элтон Джон, Queen и группа Maneskin, да и вообще в этом году я с огромным удовольствием посмотрела Евровидение - и мне все равно, если мои музыкальные предпочтения осудят другие. Я танцую странные танцы и ловлю себя на мысли, что мне не страшно, если кто-то на меня при этом смотрит. Мне не стыдно быть признанным задротом и играть в Что? Где? Когда? Да и в целом мне не стыдно быть весьма странным человеком. Поздно себя в почтенном возрасте переделывать. 

А еще я перестала бояться делать выбор и признавать свои ошибки. Я нахожу в себе силы отказаться от чтения неинтересной книги, бросить скучное обучение, выключить нудный фильм или сказать, что вот это дорогое французское вино мне не нравится, даже если меня обзовут невеждой после этого. 

На этом сеанс самокопания окончен. Завтра наступит мой новый год. 

среда, 13 октября 2021 г.

 Источники вдохновения


Мне порой кажется, что несчастным людям проще творить. Если бы все вокруг были наделены всем тем, чего они желают, мы бы, скорее всего, читали книжки про розовых пони со сплошными хэппи-эндами, смотрели на жопастых ангелочков на полотнах и слушали веселые легкие песенки. 

Но в каждом из нас живут страхи, разочарования, боль. То, чем не хочется делиться ни с друзьями, ни со специалистами. То, что другим может показаться пугающим или странным, а может и несущественной мелочью. И тогда на помощь приходит фортепиано, холст с красками или печатная машинка. 

Если вдуматься, все деятели искусств - глубоко несчастные люди, может, за редким исключением. Но даже детская писательница Астрид Линдгрен начала придумывать истории про Пеппи Длинныйчулок, когда ее дочка тяжело болела. А своего старшего сына, рожденного вне брака, она была вынуждена оставить на несколько лет в приюте, чтобы у нее была возможность работать. Да и сказки у нее грустные, на одну "Братья Львиное Сердце" слез не хватит.

Густав Климт вдохновлялся своей запретной любовью к замужней женщине. Адель Блох-Бауэр смотрит на нас с четырех полотен художника. Две картины - ее портреты и еще две, где она в образе Юдифь. По одной из версий, ее муж, богатый сахарозаводчик Фердинанд Блох, когда узнал о взаимной влюбленности Климта и своей супруги, сам его нанял для написания портрета Адели. Работа шла несколько лет, были созданы сотни эскизов. И все по той же легенде, влюбленность после совместной работы куда-то испарилась. Тем не менее, все шесть картин Климта, в том числе пейзажи, из своей коллекции супруги Блох-Бауэры завещали оставить доступными публике. Правда, лишь только "Золотой Аделью" сейчас можно полюбоваться в Новой галерее в Нью-Йорке, остальные картины разошлись по частным коллекциям.

Практически за каждым произведением искусства спрятана маленькая или большая боль его создателя. Без любви о любви не спеть, без страха страх не изобразить, без ревности ревность не описать словами.