понедельник, 20 марта 2017 г.

По-взрослому о детях

Думаю, многие обращали внимание на то, насколько порой жестоки бывают дети. Им достаточно найти того, кто слабее, или кто не такой как они, этакая белая ворона, и они не остановятся, будут его задевать, издеваться. Им не важно, чем этот ребенок отличается - чуть полноват или слабоват физически, или игрушек у него меньше, или в очках ходит или в брекетах, или, о ужас, у него раскосые глаза или темная кожа, или, пусть внешне это незаметно, но он другой национальности, а может, он еще учится хорошо или, наоборот, учеба у него не идет. В общем причин - масса. Только вот откуда это все?

Да от родителей! Маленький ребенок не знает, что такое "толстяк", "очкарик", "негр", "еврей", "китаеза", "ботан"... Зато его родители прекрасно это знают. Только одни могут объяснить своему чаду, что мир разнообразен, интересен, красив, что в нем живут разные люди, с разным цветом кожи, с разными достоинствами и недостатками, с разной комплекцией. И это прекрасно! А не говорить ребенку, что кто-то из его группы в садике отличается от остальных. Помню, как мне, трехлетней голубоглазой блондинке с необычной фамилией, постоянно напоминали, что я еврейка. Ну, не дети же это придумали! Мне, конечно, дома объяснили, что это просто такая национальность, что этого не стоит стесняться, я все поняла. Но все равно в окружении сверстников тогда чувствовала себя слегка чужой. 

А еще совсем некруто, когда учителя выделяют кого-то в классе. Причем не важно - с "плюсом" или "минусом". Именно, когда выделяют кого-то постоянно. Или нахваливают, например, некую отличницу Машу, или ругают двоечника Петю. И одноклассники считают Машу заучкой, дергают ее за косички, придумывают дурацкие прозвища - она же не как все. А Пете тоже достается - даже учителя говорят, что он оболтус, бездарь и лентяй, значит, его можно дразнить, обижать - учитель показывает пример. Петю в таком случае может спасти только хорошая спортивная подготовка. Неужели трудно в равной степени хвалить всех. Кто-то хорошо подготовился к географии, кто-то с выражением рассказал стихотворение, у кого-то прекрасно получается решать задачи по математике, а кто-то без труда осваивает иняз. 

На самом деле учителя зачастую своим поведением не только отбивают охоту изучать его предмет или учиться чему-то новому, но и ужасно подавляют самооценку. Из собственного опыта могу сказать, что, если бы к детям относились так же, как ко взрослым изначально, не было бы проблем с успеваемостью, не было бы комплексов. Ведь взрослому человеку, осваивающему дополнительный язык, или пришедшему на тренировку в спортзал, тренер или репетитор не будет говорить, что тот дебил, растяпа, у него нет таланта. И над взрослым человеком в очках или с брекетами не будут смеяться. Взрослому человеку указывают на ошибки без особых эмоций, без крика, без желания довести до слез. Просто конструктивная критика. Сейчас я учусь танцевать. Снова. В детстве я любила танцевать, но музыкалка все желание это делать отбила напрочь. Когда же общение учитель-ученик идет на равных, учиться намного приятнее - тебе скажут, над чем нужно поработать, что получается, что неправильно. И никогда не будут чморить, типа "ну ты лошаааааара, вот Дааааша молодец!"

Только почему понимание того, как будет лучше, приходит уже взрослым, и то не всем?

Комментариев нет:

Отправить комментарий