пятница, 14 апреля 2017 г.

Об истории и пляшущих человечках



Так получилось, что два дня подряд я путешествовала по древним достопримечательностям Апшерона. Вчера я посетила Атешгях - храм огнепоклонников, восстановленный переселенцами из Индии в XVIII веке на месте старинного зороастрийского храма. Сегодня побывала в Гобустанском заповеднике, в котором сохранились рисунки древнего человека, которым более 10000 лет. 

Для начала я хочу сказать огромное спасибо нашему гиду Наиле, нашему водителю Ниамедину и экскурсоводам в музеях. И сейчас мне не хочется писать о том, что сколько стоит, как куда добраться и прочие организационные моменты. Хочется написать о мурашках. Это на самом деле ни с чем нельзя сравнить.

Зороастризм для меня был чем-то очень далеким, теоретическим, трудно было представить, что эта религия до совсем недавнего времени была широко распространена в Иране - каких-то 50 лет назад треть иранцев поклонялись огню. И вот что забавно, Фредди Меркьюри -  тот самый, из Queen - был зороастрийцем. Для меня это стало открытием. Так вот, возвращаясь к мурашкам, представьте себе, что все, о чем показывают в фильмах, о чем мы узнавали из истории и философии, это правда и здесь она материализована.

Еще одна мысль, не оставляющая меня сегодня, связана с тем, что случайности неслучайны. Представьте себе начало прошлого века, азербайджанский ученый Исхак Джафарзаде находит более трех тысяч рисунков на скалах и предлагает сделать заповедник. Но он понимает, что со временем рисунки портятся, стираются и их нужно как-то копировать, переносить. И, вот уж чудесное совпадение, его жена-художница предложила ему помочь в этом. Это стало делом их жизни.

Вообще эти рисунки, петроглифы, по-научному, у меня никак не могут выйти из головы. Люди зарисовывали свою обычную жизнь. Для чего? Была ли это летопись для потомков? Или же это некое научное пособие о том, как охотиться, как проводить обряды? А может, это просто творческий порыв и так древние самовыражались? Ученые все же склоняются к тому, что это большой каменный учебник. 

Один из самых известных рисунков заповедника - танцующие человечки. По этому барельефу даже воссоздали танец. И снова до дрожи - когда читаешь о древних рисунках в интернете или видишь картинки в учебниках истории кажется, что все это было давно и далеко настолько, что практически нереально. А здесь все петроглифы буквально рядом, историю можно потрогать руками.

И, думается мне, древний человек, выцарапывая камнем на скале силуэт очередного быка, представить себе не мог, что через много-много лет, спустя изменения климата и ландшафта, войны, эпидемии, победы, революции, прогресс его далекие-предалекие потомки будут стоять на том же самом месте, говорить на разных языках, щёлкать затворами ультрасовременных фотоаппаратов или же буквально в два клика делиться с друзьями, живущими на другом конце света, селфи себя на фоне этих рисунков. А плоские человечки все так же будут танцевать на скале.

Комментариев нет:

Отправить комментарий